Pages

Стоят столы дубовые...

В серии автобиографических постов нашлось место для... техникума. Не помню, писал ли я где-либо в этом блоге, что проучился в гомельском машиностроительном техникуме ровно пол года (как сейчас помню, последний день учёбы в технаре - 14 февраля). Нет, не выперли (хотя, все, кого не выперли, говорят именно так), а просто тяга к искусству взяла своё, как это пафосно ни звучит, и через пол года получения экономической специальности я перевёлся в колледж искусств.

Но техникум остался в памяти приятными строгими воспоминаниями. Такой строгости и пунктуальности, которой требовали там преподаватели от учащихся, я пока ещё нигде не встречал. И тем разительнее был контраст, когда я попал в колледж искусств, где все творческие натуры... Где все - творческие натуры, этим, пожалуй, всё и сказано :)

И была среди преподавателей техникума одна учительница, женщина лет сорока, преподаватель русского языка и литературы. Она вдохновенно рассказывала о писателях и поэтах, о "Герое нашего времени" Лермонтова и о "Грозе" Островского. А на следующий урок требовала такого же вдохновенного рассказа от нас. Вдохновенных речей у нас не получалось, потому что сводилось всё к тому, что нужно хотя бы успеть прочитать заданное к следующему уроку.

Помню, как на одном из уроков, интуитивно понимая, что меня должны вызвать следующим, я практически просидел до конца урока, тактично "уступая" возможность ответить однокашникам. Но пока каждый отвечал, я приблизительно отлистывал количество страниц, которые можно было рассказать за 10 минут ответа, и судорожно начинал читать со следующей отправной точки.

Меня она вызвала последним, и я аккурат рассказал именно ту часть, которую успел прочитать за несколько минут до этого. В себе я чувствовал ощущение подвига и безграничных возможностей человека. А на следующий урок нам были заданы стихи. Нужно было выучить любое стихотворение Ф. Тютчева. Для нас, первокурсников такая постановка задачи была необычна. Всегда мы учили те стихи, какие предлагал учитель. А теперь надо было выбрать. Ни тебе ограничений в столбиках, ни в темах. Просто любые стихи Тютчева.

Но было самое главное требование: мы должны выучить стихотворение на всю жизнь. Мы должны настолько тонко его прочувствовать и тщательно выбрать, чтобы ощутить эти зарифмованные строчки своими, родными. И с таким же чувством прочитать перед всей группой. С первого раза не сдал никто. Все приходили на следующий день после занятий, в пустой класс, и читали понравившиеся стихи стоя перед доской, перед перевёрнутыми ножками вверх стульям, поставленными на парты. И голос звучал с эхом в пустом классе. И можно было прочувствовать и действительно кайфануть от собственного звучащего голоса и наполняющих эмоций.

Прошло больше десяти лет. Стихотворение Ф. Тютчева "Успокоение" я помню до сих пор. Помню каждую строчку и могу прочитать, иногда хочу его читать, и читаю. А это другое стихотворение. Тоже запомнилось со времён техникума. Строчки, нацарапанные на парте в одной из аудиторий машиностроительного техникума запомнилось своей эмоциональностью и какой-то остротой:
Стоят столы дубовые,
Вокруг идут занятия.
Сидят дубы метровые
Без всякого понятия.

5 comments:

  1. Со временем ностальгия по студенческим временам как-то утихает.

    ReplyDelete
  2. Утихает, согласен! Именно по студенческим временам у меня нет ностальгии. За пять лет, видимо, приелось. А вот пол годика в техникуме не успели надоесть :)

    ReplyDelete
  3. У меня было три года техникума и пять института. Бурное было время, но все равно как то утихает :)

    Как насчёт одного дня из жизни Гомельского реалиста? Я жду ;)

    ReplyDelete
  4. 15 фоток в течение своего дня?)
    Спасибо, я получил приглашение, и серьёзно думаю. Легкомысленно или ради ссылки отнестись не хочется, а других поводов для участия пока найти не могу. Нужно красиво всё сделать, если участвовать :)

    ReplyDelete
  5. Стих понравился я раньше его не слышала, надо бы почитать Тютчева. Хотя я школе любила учить стихи и рассказывать их с выражением.

    ReplyDelete